В последнее время в современном обществе остро встает проблема взаимоотношений родителей и детей. Один из наиболее часто задаваемых вопросов касается детских истерик – от чего они появляются, как к ним относиться, как с ними бороться и вообще, как родителю выжить под этим эмоциональным огнем и сохранить контакт с любимым чадом?
Истерикой называют ярчайшее эмоциональное состояние, которое выражается обычно в неконтролируемом крике, плаче, хаотичных или агрессивных движениях. Ребенок не воспринимает обращенную к нему речь, не способен объективно оценивать ситуацию.
Подобное состояние может возникать у детей разного возраста и без привязки к определенному полу. Вызвана такая реакция тоже может быть абсолютно любым фактором. Обычно истеричное состояние возникает у ребенка, у которого пока плохо сформированы речь и процесс психического торможения. Как правило, малышу трудно донести до взрослого свои мысли и чувства, и он просто идет по пути наименьшего сопротивления – падает на пол, начинает кричать и кататься только для того, чтобы привлечь к себе внимание и получить желаемое.
Возможные причины:
- Физический дискомфорт. К нему можно отнести голод, жажду, перегрев, переохлаждение, ноющую боль и даже зуд.
- Нехватка внимания взрослых. Когда малышу не с кем поделиться эмоциями, то они копятся, а потом бесконтрольно выплескиваются в виде истерик.
- Переутомление. Усталость часто является решающим фактором в появлении истерики. Приступы могут появиться после активного отдыха с друзьями или после утомительного дня.
- Гиперопека. Истерика в этом случае, как способ показать свое желание к самостоятельности, которой не дают взрослые.
- Конфликты со сверстниками. У детей еще не сформированы навыки общения и разрешения конфликта с помощью правильного речевого взаимодействия, поэтому истерикой пользуются как доступным способом быть услышанным.
- Непоследовательное поведение взрослых. Если взрослый не установил границы дозволенности у ребенка, то тот, в свою очередь, не знает, что ему можно, а что нет и он пытается сам нащупать тонкую грань запрета на действие. Если у взрослого запреты периодически сменяются разрешениями в одной и той же ситуации, то это провоцирует истерику.
Диагностика истерики
Как правило, истерики – симптомы кризисных этапов в развитии личности. В неосложненных случаях родители сами выбирают корректирующую программу. А вот если ребенок во время истерического приступа наносит вред себе или окружающим, теряет сознание или надолго задерживает дыхание, то это весомый повод задуматься о визите к врачу. Обращаться за консультацией по поводу истерик можно к неврологу, психиатру, психологу.
Методы диагностики:
- Беседа. Врач беседует прежде всего с родителями, собирает анамнез ребенка. Узнает продолжительность приступов, частоту повторений, особенности (есть ли потеря сознания или задержки дыхания). Обязательно стоит рассказать врачу о ночных кошмарах (если они мучают ребенка), о судорогах, о нарушениях пищеварения.
- Наблюдение. В процессе работы врач отмечает поведение ребенка, его эмоциональный настрой, степень контактности. Обязательно отмечает для себя есть ли признаки возрастного кризиса у ребенка.
- Профилактика и коррекция истерик.
Возрастные кризисы – явление временное, и истерики, которые родились в период этих кризисов со временем все равно пройдут. Однако это не значит, что никаких действий предпринимать не надо. Необходимо четко разбираться в пусковых механизмах появления истерики, знать, как можно предотвратить этот выплеск. Предупредить и, от части, скорректировать такие состояния можно нехитрыми приемами.
Приемы коррекции и предотвращения:
- Режим дня. Равновесие процессов возбуждения-торможения в центральной нервной системе можно поддержать грамотным распределением активности и расслабления. Очень важно, чтобы у ребенка в режиме был полноценный сон, активные игры на свежем воздухе, неспешные прогулки, а также творческие занятия, которые позволяют активизировать процессы познания. Конечно, распорядок дня ребенка разрабатывается индивидуально и должен соответствовать возрасту. Нельзя равнять всех по одному шаблону.
- Оречевление чувств ребенка. Важно рассказывать малышу про эмоции и чувства. Нужно говорить с ним о том, что он ощущает и почему, можно дать краткие характеристики тем чувствам, которые он испытывает на данный момент. Важно помочь понять, что все эмоции и даже плохие – нормальны , не стоит держать их в себе, а нужно найти им безопасный выход. Если с детьми вести беседы на эту тему, учить их различать и анализировать эмоции, то это благотворно повлияет в дальнейшем не только на их собственное состояние, но и на их отношение с окружающим миром. Таким людям будет проще найти подход к другим и правильно выстроить отношения в социуме.
- Свобода выбора. Очень важно хоть иногда предоставлять ребенку свободу выбора пути решения той или иной задачи. Попробуйте дать ребенку слово в тех ситуациях, где есть несколько возможных выходов. Пусть он сам выберет нужный ему вариант, а вы можете помочь ему сопоставить выбор с результатом.
Помните, что ребенок не нуждается в постоянной свободе выбора, это может привести к отсутствию понимания границ его действий. Выбор должен быть из безопасных вариантов, которые не являются в действительности решающими. Незримый контроль родителя все равно должен присутствовать.
Крайне важно разъяснять причины своих запретов (опасность для жизни, причинение вреда окружающим, нерациональность и т.д.). Объяснения создают отношения партнерства и равноправия, а не подчинения и агрессии.
Как бороться с истериками
Почти всегда истерики начинаются неожиданно и очень быстро доходят до пика развития. Что же делать, чтобы скорректировать это явление? Для родителей есть несколько действенных способов.
Комаровский Е.О. (популярный детский врач) говорит так: "Ответьте себе на вопрос, приучили ли вы ребенка вас слушаться? Не бывает истерик у ребенка, которого родители приучили к порядку, который родителей слушается."
Способы коррекции:
- Сохраняйте спокойствие. Любимая присказка Карлсона здесь звучала бы как нельзя кстати. Взрослому обязательно нужно сохранять самообладание. При этом лучше находиться в поле зрения ребенка, чтобы не спровоцировать усиление истерического приступа.
- Нельзя уступать. Ни в коем случае нельзя отступать от принятого решения. Не меняйте своего слова, если вы пойдете на уступки, то у ребенка закрепится неправильное поведение, как способ получения желаемого.
- Запрет на физические наказания. Нельзя пользоваться физическим наказанием во время истерики, так как это тоже своеобразное проявление внимания к ребенку. Это может привести к тому, что для привлечения внимания малыш начнет пользоваться истерикой. Самый лучший вариант – это игнорировать ребенка, продолжая заниматься своими делами.
- Тактильный контакт. После пика истерики хорошо бы установить тактильный контакт – погладить, приобнять, поцеловать. Это поможет малышу быстрее успокоиться и не разовьет комплекс «отвергнутости».
При нормальном развитии ребенка и отсутствии патологий прогноз истерик почти всегда положителен. Обычно к четырем годам такие всплески прекращаются, если следовать нехитрым рекомендациям. Крайне важным пунктом является соблюдение режима дня. И лучше помнить, что ребенок – существо режимное, а в отсутствии распорядка виноваты сами родители. Есть еще одна очень важная деталь – вы должны быть уверены в своей правоте. Ребенок чувствует все колебания, и неуверенность в том числе. Хотите, чтобы ребенок вас услышал – поверьте сами в свою правоту.
Комментарии